Первый Мститель. Рецензия

Часто бывает так, что могучие борцы со Злом, лихо выигрывая одно сражение за другим, в конце концов проигрывают главную битву – битву за зрительские симпатии. И в самом деле, мы так часто отдаём предпочтение мрачным и харизматичным злыдням, захватчикам и нелюдям по одной лишь простой причине – они выбиваются из нашей привычной картины мира, из обыденности и банальщины, которую ревностно защищают и словно бы олицетворяют собой толпы клонированных друг с друга супергероев в трико. “Первый Мститель” – не просто фильм о таком герое. Это фильм о прадедушке всех героев, о законодателе жанра и его патриархе, пришедшем к нам аж из далёких 1940-х годов. Выкопать и гальванизировать столь древний труп, вдобавок основательно подгнивший от долгого неиспользования (в отличие от Супермена и Бэтмена, например, возраст которых даже ещё солидней) – сама по себе идея смелая, а уж пересказывать её заново, приправ новейшими спецэффектами и уже таким привычным 3D… Что ж, давайте скорей наденем пластмассовые чудо-очки и взглянем по-новому на знаменитого Капитана Америку.

Marvel Comics vs. Третий Рейх

Когда говорят о вселенной комиксов Marvel, обычно вспоминают либо Человека-паука, либо Людей Икс – то, что крутили по телевизору, когда мы были маленькими. Но мало кто знает, с чего начинался разноцветный парад супергероев – а именно, с самой что ни на есть настоящей военной пропаганды. В 40-е, как мы помним, войска США вовсю несли добро и демократию в порабощённую нацистами Европу, а без поддержки собственного народа это было делать ой как непросто. Одним Дядюшкой Сэмом сыт не будешь, и потому в недрах будущей студии “Марвел” в один прекрасный день родился новый герой – эдакое ходячее олицетворение всех вместе взятых американских добродетелей. Силён, бесстрашен, ловок, неуязвим, в меру умён и просто таки болезненно благороден. Как вам? О, именно такой помощник и требовался американской военной машине! Люди Капитана Америку сразу же полюбили, он быстро оброс поклонниками и фанатами… но тут совсем некстати для него закончилась ужасная война, и бравый вдохновитель нации вдруг как-то сразу стал никому не нужен. Не прижился он на “гражданке”, не для неё он был рождён. Так что про Капитана благополучно забыли лет эдак на десять, да и потом вспоминали разве что по большим праздникам.

А вспомнить, прямо скажем, было что – противники несгибаемого Капитана были вполне ему под стать. Самым заклятым его врагом был безжалостный нацистский офицер Йохан Шмидт по прозвищу Красный Череп  – один из главных приближённых фюрера, лидер нескольких тайных организаций, стоявший за многими и многими террористическими акциями Рейха по всему миру. Для того, чтобы наводить страх на врагов нации, Шмидт носил гротескную маску, за что и получил своё прозвище. В бою он использовал самые разнообразные и необычные виды вооружений, но его любимым являлась так называемая Пыль Смерти. Человек, отравившийся ею, не просто умирал – его лицо высыхало, приобретая сходство с маской Шмидта. Впоследствии, после очередной попытки разделаться с Капитаном, Череп сам подвергся действию Пыли Смерти и оказался обезображен. Можно сказать, его жуткая маска стала его настоящим лицом.

Красному Черепу обязательно будет посвящена одна из следующих наших статей, а в этой я упомянул его, только чтоб показать – история, рассказанная в оригинальных комиксах, была куда сложнее и интереснее, чем то, что нам пытались нынче представить авторы “Первого Мстителя”. Да, фильм этот хоть и вышел довольно качественным, лично меня как-то не зацепил, прошёл мимо и ничего после себя не оставил. И сейчас давайте попытаемся понять, почему.

Похождения Капитана Бояна

Проблема Капитана Америки была в том, что из всех супергероев он был… как бы это получше сказать… самым неполноценным, что ли. В то время как Бэтмен и Супермен действовали без привязки к какой-то определённой эпохе – просто ловили себе преступников, разделывались с могучими врагами рода людского и предавались другим супергеройским занятиям – наш Кэп был целиком и полностью детищем Второй Мировой, вочеловеченным символом грядущей победы. В этом смысле его можно бы было сравнить с нашим Василием Тёркиным, но Тёркин (во всяком случае, на мой взгляд) – герой куда более проработанный в личностном плане, чем Кэп. От которого во все годы войны требовалось только одно – быть просто таки до тошноты, до омерзения положительным. Какой тут сложный характер, какие тут переживания, о чём вы!? Добро, добро и ещё раз добро! Белое, кристально белое, и никаких вам полутонов. Ишь чего захотели, боевой дух у народа подрывать!?

В “Первом Мстителе” весь необъятный Капитанов героизм воспроизвели самым тщательным образом, и потому иногда кажется, будто у фильма вовсе и нет никакого главного героя – персонажи второго и даже третьего плана вызывают куда больше эмоций, даже старенький полковник Филлипс в исполнении Томми Ли Джонса, а уж о гениальном Хьюго Уивинге в образе Шмидта я вообще молчу. Супергерой за весь фильм ни разу не ошибается, не совершает ни одного мало-мальски дурного поступка, ни разу ни с кем, даже с самим собой толком не конфликтует (злодей не в счёт – его должность обязывает), ну а любовная линия… её так-то нет, но женский персонаж всё время маячит рядом с Кэпом, заставляя думать, что у них что-то в конце да будет. И когда ничего в конце концов не происходит (не дождавшись Кэпа, британская разведчица тупо умирает от старости), мы начинаем ощущать, что где-то в чём-то нас, кажется, обманули.

Казалось бы, за неимением действительно яркого положительного персонажа фильм должен был вытянуть персонаж отрицательный. За это мы ведь их и любим, правда?.. В “Первом Мстителе”, как я и ожидал, Череп чаще всего затмевал Кэпа, но прямо скажем, авторы обошлись с ним весьма вольно. И это сыграло ему где-то на руку, а где-то наоборот. В оригинале герр Шмидт по большей части действовал один, а пресловутую “ГИДРУ” возглавил уже немного погодя, здесь же он получился эдаким маленьким фюрером своей личной маленькой армии, который может себе позволить смотреть свысока на всех, даже на фюрера настоящего, своего собственного. Это, безусловно, прекрасно и идеологически верно, однако больше Черепу ничего не оставили. Вообще. Ни яркого характера, ни интересной мотивации, ни даже сколь-нибудь эффектных приспешников (в комиксах их был, помимо доктора Зола, целый ряд) – он стал настолько же тривиальным суперзлодеем, насколько тривиальным  супергероем оказался сам Кэп. Огромные танки, тесла-ружья, шеренги солдат в чёрных скафандрах и даже устрашающая физиономия самого герра Шмидта (происхождение которой, опять же, в фильме изменено) – всё это, увы, не совсем то, из-за чего хочется бежать на улицу и, вскидывая руки к небу, на всю округу вопить сакральное “Хайль Гидра!”.

Меня не оставляет подозрение, кстати, что образ Черепа упростили вполне сознательно. Не может публика сопереживать герою, если его соперник и обаятельней, и глубже, и просто круче. Теперь понимаете, что такое этот Капитан Америка, да? Что это за супергерой такой, если ему вынуждены подыгрывать даже режиссёры? Сцена с его пленением и последующая драка в кабинете Шмидта – это такой эталон злодейской глупости, такое оголтелое нарушение Кодекса Тёмного Властелина, что я натурально был готов разрыдаться. Да за такие промахи истинный Красный Череп с этого голливудского самозванца шкуру бы живьём спустил!.. точнее, то, что у него там вместо шкуры.

Для того, чтобы ГИДРА получилась хорошей, вменяемой и притягательной организацией зла, у авторов фильма было буквально всё – и жестокий вожак, и гениальный учёный, и безликие чёрные штурмовики, и даже тайные оккультные технологии… Но нет, всё это либо раскрыто бегло, либо без огонька, без чувства, либо не раскрыто вообще. Так же, как мы не испытываем эмоций к Кэпу, мы не испытываем их и к Черепу – ни ненависти, ни почтения, ни даже банального интереса, разве что актёрский талант Уивинга, как и всегда, вызывает истинное  эстетическое наслаждение. Да и сходство фамилий Смит и Шмидт в этом смысле очень веселит… Это, пожалуй, и всё.

Спецэффекты, ради которых такие фильмы обычно и снимаются, более-менее удались, но их, как и других хороших вещей в “Первом Мстителе”, очень мало. Экшена и всяческих разных драк, наоборот, очень много, но в основном они пресные, скучные и неинтересные. Прямо скажем, первая часть фильма – та, где Стив Роджерс ещё не стал мега-воителем Добра, а был просто дистрофическим юношей-патриотом, жаждавшим справедливости – вызывает куда больший интерес, чем всё последующее действо. Наверное потому, что в ней нам показывают человека, а не двуногий сгусток пафоса с дурацким цветным щитом.

Итог

Был в одной из серий знаменитого South Park такой персонаж – Капитан Боян. Думаю, стоило “Первого Мстителя” так и назвать, ибо ничего нового мы в нём не увидели. А то, что увидели, выглядит слишком гипертрофированно и перетянуто – в комиксах это выглядит здорово (или выглядело лет эдак 70 назад), а вот от двухчасового фильма с немалым бюджетом ждёшь чего-то совсем другого. Ждёшь, да не дожидаешься – героя авторы взяли изначально никакущего, а эпический потенциал главного злыдня попросту не раскрыли, понадеявшись, что красная морда внушит зрителю должный трепет. Не внушила… Но персонаж всё-таки стоящий. И скоро мы про него обязательно напишем.

One thought on “Первый Мститель. Рецензия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *